ПАМЯТКА действий государственных и муниципальных служащих в случае возникновения конфликта интересов на государственной или муниципальной службе

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА

действий государственных и муниципальных служащих в случае возникновения конфликта интересов на государственной или муниципальной службе

 

Основные требования об урегулировании конфликта интересов предусмотрены федеральным законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, о муниципальной службе и законодательством о противодействии коррупции. В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов лежит обеспечение исполнения гражданскими и муниципальными служащими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ конфликт интересов на государственной или муниципальной службе  - это  ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Аналогичные понятия приведены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) и Федеральном законе от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ).

Требования об урегулировании конфликта интересов для гражданских или муниципальных служащих включают в себя:

1) обязанность гражданского или муниципального служащего сообщать представителю нанимателя и непосредственному руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закон № 25-ФЗ);

2) обязанность гражданского или муниципального служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закон № 25-ФЗ);

3) обязанность гражданского или муниципального служащего, владеющего ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов (ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ, ч. 2.2 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ).

Гражданскому или муниципальному служащему, если позволяют обстоятельства дела, следует пользоваться самоотводом (а представителю нанимателя – отводом служащего) для недопущения конфликта интересов (ч. 5 ст. 11 Закона № 273-ФЗ). Например, самоотвод может быть выполнен путем отказа служащего от рассмотрения обращения гражданина, от проведения проверки, от принятия решения в ходе заседания коллегиального органа, если при совершении таких действий может возникнуть личная заинтересованность. Непосредственному руководителю и представителю нанимателя следует в таких случаях обеспечивать отвод гражданского или муниципального служащего.

В ходе служебной деятельности сотрудникам государственных органов и органов местного самоуправления (в первую очередь – замещающим руководящие должности) следует руководствоваться Обзором типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, приведённым в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 18-2/10/1-2088, для оценки тех или иных ситуаций на предмет возможности возникновения конфликта интересов.

Во всех случаях, когда гражданский или муниципальный служащий сомневается в наличии или отсутствии риска возникновения конфликта интересов в своих действиях, а также в служебной деятельности подчиненных сотрудников, такому гражданскому или муниципальному служащему необходимо обратиться за консультацией к должностным лицам кадровой службы, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, либо должностным лицам государственного или муниципального органа, ответственным за противодействие коррупции. Указанные должностные лица в соответствии с законодательством и должностными регламентами дают консультации для обеспечения правомерного поведения гражданского или муниципального служащего.

Гражданский или муниципальный служащий сам должен стремиться любым образом избегать возможного конфликта интересов. Кроме того, служащий всегда должен исключать в своем поведении поступки, ставящие под сомнение его личную незаинтересованность, беспристрастность.

При возникновении ситуаций, связанных с возможным конфликтом интересов, служащий обязан немедленно информировать в письменном виде своего представителя нанимателя, а также непосредственного руководителя (своего начальника) о сложившейся ситуации. Обстоятельства должны быть ясно и полно изложены служащим, все необходимые документы и материалы также должны быть представлены для принятия обоснованного решения.

Гражданскому или муниципальному служащему следует в точности выполнять рекомендации должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (противодействие коррупции), а также решения комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 3.1 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ, ч. 2.1 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ способами предотвращения или урегулирования конфликта интересов могут являться:

1) изменение должностного или служебного положения гражданского или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.

Изменение должностного или служебного положения гражданского или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, предполагает изменение его должностных обязанностей, перевод на иную должность либо его отстранение от исполнения должностных (служебных) обязанностей.

Отстранение от исполнения должностных (служебных) обязанностей осуществляется на время урегулирования конфликта интересов. Данная мера имеет временный характер и прекращается после разрешения конфликта интересов.

Изменение должностных обязанностей производится путем внесения изменений в должностной регламент (инструкцию) гражданского или муниципального служащего.

Перевод гражданского или муниципального служащего на иную должность гражданской или муниципальной службы соответственно допускается исключительно с письменного согласия служащего. Отказ гражданского или муниципального служащего на перевод влечет за собой прекращение служебного контракта и увольнение с гражданской (муниципальной) службы;

2) отказ гражданского или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Под выгодой в данном случае следует понимать получение государственным или муниципальным служащим льгот или преференций, связанных с использованием своего служебного статуса, а также любых других преимуществ, вытекающих из их неслужебной деятельности (например, из управления некоммерческой организацией, владения имуществом, ценными бумагами).

Отказ гражданского или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, целесообразен только в случае возникновения единичной возможности получения указанной выгоды. Постоянно возникновение такой возможности ведет к длящемуся конфликту интересов, который может быть урегулирован только путем изменения должностных (служебных) обязанностей гражданского или муниципального служащего либо перевода его на другую должность.

3) отвод или самоотвод служащего, упомянутые выше.

Следует помнить, что непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в связи с утратой доверия (ч. 5.1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ, ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ, п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).